Previous Entry Share Next Entry
Новая экономика – концепция быстрого развития. Часть 1.
Викторов, Майго, Игорь
mig11


Вы хотите получить в свои руки неограниченные источники для развития?






Экономика как наука пока еще не достигла звания науки. Почему? Потому что её модели не дают однозначных математически прогнозируемых результатов. Мы не можем взять одну из экономических моделей и сделать так, чтобы общество быстро развивало свои производительные силы по заданному плану. Два ведущих экономических мировоззрения – неолиберальный и кейнсианский – не позволяют современному обществу полноценно управлять народным хозяйством и устойчиво, предсказуемо развиваться.
   Но это не значит, что человек принципиально не может понимать экономические процессы и создавать устойчиво и быстроразвивающуюся экономику. Необходимо выбрать позицию. Либо вы считаете, что экономические процессы относятся к сложно-системным и непредсказуемым частично или полностью. Либо вам интересно понимать общие и частные процессы в экономике и вы считаете, что управлять экономикой нужно и можно обеспечить быстрое и устойчивое развитие.
   То, что человек способен успешно управлять экономикой, свидетельствует история. Например, мировой экономический кризис 1920-30 годов был предсказуем. Выйти из него позволило увеличение государственного управления в народном хозяйстве. Советский союз в 1952 году развивал производство с темпами в 13% годового прироста. Подобными быстрыми темпами в это время развивалось народного хозяйство ФРГ под управлением Людвига Эрхарда. Экономисты Китая под руководством Ден Сяопина создали систему управления народным хозяйством, обеспечивающую 10-15% рост производства. А современные китайские экономисты продемонстрировали, что можно устойчиво и предсказуемо развиваться в условиях мирового кризиса 2009 года. Экономика Китая развивалась с 8% приростом производства, как в условиях благоприятной внешней коньюктуры, так и в условиях потери внешних рынков сбыта своей продукции. Поэтому можно сделать вывод, что люди могут понимать экономические процессы и управлять ими в интересах всего общества.

1. Мировоззренческие вопросы

Для того чтобы перейти к общим подходам в экономике, необходимо ответить на некоторые вопросы.
   Что для нас важнее – жизнь человека или деньги? Богатый человек (банкир, чиновник, президент, распоряжающийся, собранными деньгами) или созидатель богатства? Экономика, как производство вещей, или культура, как производство людей, а, следовательно, воспитание, образование и наука?
   Что такое деньги? Это богатство, мерило успеха человека, власть, ресурсы для развития? Или это математические знаки, условная договорная информация на материальных и виртуальных носителях? Деньги как способ организации производства материальной и культурной среды должны служить богатым людям, владельцам денег или всему обществу, в том числе и беднейшим?
   В каком обществе мы хотели бы жить, в котором богатые собственники денег, банкиры определяли бы наше будущее, кто будет у власти (как сегодня происходит в США и других западных странах) или в обществе, в котором большинство людей избирает свою власть и цели развития?
   Кто должен контролировать деньги: высшая власть или небольшая группа банкиров Центрального банка, не избираемая и неответственная перед обществом?
   Какие показатели для общества важнее: количество людей, ответственных перед обществом, выполняющих моральные принципы, альтруистов, готовых работать и служить обществу – или объемы потребления ресурсов?
   Какие показатели должны быть ведущими для характеристики народного хозяйства: объемы материального производства или денежные?
   Что важнее: общий проект развития общества или экономика, материальное производство?
   Ответы на приведенные вопросы определяют выбор подхода к экономическому мировоззрению – представлению как организовать производство и перераспределение материальных благ.
   Обычно выделяют две ведущие модели развития: кейнсианскую и либеральную. Эти две модели обращают внимание, прежде всего, на организацию денежных потоков и относятся к денежному подходу организации экономики. В них физические показатели имеют малое значение или вообще не учитываются. Кроме этих моделей существует физический подход к развитию экономики (Линдон Ларуш "Физическая экономика"). В физических моделях основное внимание обращается на производство материальных благ, а денежные показатели лишь обслуживают материальное производство и перераспределение. Без физического подхода невозможно правильное понимание материального производства.
   Экономическое мировоззрение является частью общего проекта развития общества и подчинено его задачам.

2. Желательно знать три факта

Первый, либеральный проект перешел в стадию деградации и саморазрушения общества. Показателем этого является деградация духовной жизни Запада и вымирание народов, следующих либеральной доктрине. Запад вымирает с огромной скоростью, теряя до одной трети населения за поколение.
   Второй, чем больших успехов добивается народ на либеральном пути, чем большим материальным богатством он обладает, тем быстрее деградирует и вымирает народ. Эту закономерность выявили специалисты ЮНЕСКО. Они определили с помощью Индекса развития человеческого потенциала, что чем образованнее становиться население, чем большими материальными благами оно начинает обладать в условиях либерального проекта, тем быстрее деградирует и вымирает общество. Материальное богатство на либеральном пути приносить не счастье, а душевные болезни, вымирание и смерть. Либеральный проект в нынешних условиях является тупиком развития цивилизации. И чем успешнее общество двигается по либеральному пути, чем оно богаче, тем быстрее вымирает.
   Третий, для выхода из либерального проекта необходим новый проект развития общества. Желательно, чтобы он сохранил все ценное, что создано в либеральном и других проектах развития, позволил бы управлять численностью общества, обеспечил большую скорость материального и духовного развития общества. Такой проект есть и называется "Майго".
   В рамках проекта Майго в работе «Новая экономика» разработаны экономические подходы к развитию народного хозяйства. Они базируются на трех важнейших представлениях и методах управления экономикой.
   Но прежде чем к ним перейти следует определиться с важнейшими постулатами.

3. Мировоззренческий выбор проекта Майго

Важнейшие постулаты проекта Майго и его экономического мировоззрения по созданию "Новой экономики".
   Человек важнее денег и материального производства. Мы рожаем детей, создаем для них материальный мир и производство. Производство человека, обществу важнее, чем производство товаров, вещей, экономики. Экономика обслуживает производство людей, культуру, духовную жизнь общества.
   Деньги это всего лишь математические знаки на материальных и электронных носителях. Деньги не являются ни ценностью, ни целью в жизни, ни материальным ресурсом. Деньги управляют жизнью многих людей и являются экономической властью. Денег в экономике может быть любое количество. Государство (а не ограниченный круг банкиров, заинтересованных прежде всего в росте своего богатства и власти) может через Центральный банк выпускать любое количество денег и распределять их в интересах всего общества.
   Богатством является не количество денег, а знания и умение людей организовывать финансовую и банковские сферы, всю экономику в целом, отдельные отрасли, предприятия, обучение и жизнь людей. Жизнь и знания людей важнее, чем деньги и материальные богатства.
   Обратим внимание на две основные причины инфляции. С отрывом денег от материальных носителей, и прежде всего золота, обесценивание денег (инфляция) – это, во-первых, выпуск большего количество денег (математических записей) по сравнению с объемом материального производства, во-вторых,  неумение устанавливать правила ценообразования товаров, и в результате заинтересованные люди могут увеличивать цены по своей воле, исходя из своей жадности. Причинами инфляции всегда являются объективные факторы и плохие правила ценообразования.
   Для предотвращения роста цен необходимо: 1) балансировать выпуск, обращение денег и материального производства (основной постулат монетаризма), 2) устанавливать правила ценообразования, не позволяющим торговцам увеличивать цены по субъективным причинам (практика осуществления Нового курса Ф.Рузвельта, СССР, Китая, Японии, Германии и других стран).
   Мы можем выпускать новые деньги и организовывать новое материальное и нематериальное производство. Мы можем управлять общественными и материальными процессами общества, производством в материальной и культурной сферах жизни.
   Мы многое можем касательно производства товаров и человека. И пока ничего не можем сделать в сферах биологии и различных недостатков человека, например, глупости и жадности, которые по многовековым наблюдениям, неистребимы.

4. Три важнейших положения «Новой экономики».

Первое положение. Для организации народного хозяйства необходимо чтобы у людей были деньги. Государству для этого необходимо выпустить деньги и обязать их принимать – организовать денежную систему.
   Управление экономикой начинается с управления ценами, антиинфляционной политики. Если у жадных торговцев есть возможность увеличивать цены и свои доходы, то они это делают всегда, так как это входит в рамки первых целей многих людей – увеличить свое богатство. Государству необходимо следить за балансами материального производства, денежного обращения и устанавливать правила ценообразования, не допускающие неуправляемого роста цен.
   Когда цены свободны, их рост определяется жадностью, наглостью участников, тогда «сильные» торговцы устанавливают монопольно высокие цены, обеспечивающие им максимально возможную прибыль. Всеобщий рост цен вызывает невыгодность выдачи кредитов на организацию, поддержание производства и способен удавить денежный товарообмен как таковой, перевести его в бартерную форму обмена товара на товар. Свободные цены являются "признаком рыночного управления" и священной коровой неолиберальной экономики. Они же являются главным разрушителем экономики.
   Правила ценообразования в безинфляционной экономике сложные, но сложность их конечна. Обычно цены для серийной продукции привязывают к её себестоимости (что делает научно-технический прогресс для производителей нежелательным, так как снижение цены приводит к снижению их доходов (ценообразование в СССР до 1992 года)) или к среднеотраслевым ценам (что более желательно, так как снижение издержек позволяет увеличивать доходы производителей (Германия во время реформ Людвига Эрхарда). Повышение цены выше параметров, заданных правилами, может вести к частичному или полному изъятию дохода на жадность, плюс возможны штрафы и другие санкции. И это делает невыгодным рост цен даже для неисправимых жадин.
   Что может произойти, если рост цен стабилизирован, привязан к себестоимости продукции, а доходы населения растут? К недостатку товаров для населения, как было в 1980-х годах в СССР. Можно обратить внимание, как приверженцы либерального (свободного) ценообразования еще и сегодня пугают людей дефицитом товаров. Но важно не наличие товаров на полках, которые невозможно купить, а объемы потребления, которые при переходе к неолиберальной модели в 1992 году снизились до таких величин, что огромная часть населения стало недоедать. Хилых призывников в начале 2000 годов в некоторых регионах стали дополнительно откармливать на призывных участках, чтобы они набрали вес и их можно было забрать в армию. А во время социалистического производства объемы производства были такими, что СССР входил в пятерку лидеров по объему потребления населения сбалансированного питания. И говорилось об акселерации, увеличении роста населения. А в 2000 годах об этом говорят? Уже более 20-ти лет об акселерации замолчали, потому что молодежь перестала увеличивать свой рост.
   Если у населения денег больше чем товаров, то можно у него отобрать эти деньги, как сделал Е.Гайдар в 1992 году, либерализацией ценообразования, перестать контролировать цены. Рост цен в 1992-1993 годах привел к небывалому в мирное время спаду производства до 40 и более процентов за год, полному прекращению производства в некоторых отраслях и отдельных предприятиях. Десятки тысяч предприятий закрылись и люди потеряли средства к существованию. Падение производства было приостановлено жестким регулированием цен на энергоносители.
   Два явления – недостаток товаров и недостаток денег у населения для покупки товаров – одинаково нежелательны. Желательно чтобы денежный оборот был сбалансирован с товарным производством в динамике. А рост доходов населения был сбалансирован с ростом производства, с учетом изменения структуры потребления.
   Если государством приняты правильные правила ценообразования, то оно может увеличивать количество денег у населения (объемы рынков) и обеспечить бурный рост экономики. Для большого, самодостаточного народного хозяйства внешнее производство не является главным. Можно все необходимые товары, с большей или меньшей эффективностью, производить у себя в стране и не зависеть от их производства в других странах.
   Что необходимо сделать, чтобы объемы производства в стране росли и население увеличивало объемы потребления? Забудем на время об отрицательных последствиях роста потребления для человека и общества, технологиях, загрязняющих природу. Для роста производства, как минимум, необходимо обеспечить стабильность цен, рост количества денег у населения, доступность кредитов для предприятий, материальную заинтересованность руководителей предприятий в росте производства.
   Насколько важно понимание положения «у людей должны быть деньги»? Во многом скорость развития общества, технологический прогресс, объемы производства (рынка), уровень жизни народа определяются «объемом» средств (цифрами на бумажках), которые есть у населения. Освобождение Е.Т.Гайдаром в 1992 году цен на товары привело к резкому росту цен. За тоже количество товаров, населению требовалось отдать больше количество знаков, денег. Заработная плата отставала от роста цен. Население смогло тратить заработную плату лишь на самое необходимое: на еду, одежду, транспорт, дешевые лекарства. Резко сократилось производство и продажа книг, кондитерских изделий.
   Затраты на содержание авиапарка невозможно сократить, иначе самолеты будут падать. Общество заинтересовано в достаточной для безопасности, высокой цене билетов на полеты. Для большинства населения после 1992 года полеты на самолетах стали недоступными, так как стоимость билетов стала превышать их заработную плату. Авиаперевозки резко сократились, как и возможность технологического совершенствования авиационной промышленности.
   Многие виды высокотехнологического производства могут существовать только тогда, когда большинство населения имеет доходы в 500 долларов в месяц - например, производство высококачественных книг, конфет, в 800 долларов – производство дорогих лекарств и авиаперевозки, 1000 – осуществление высокотехнологичных медицинских операций и обучение за рубежом. Снижение доходов ведет к технологической деградации общества, а рост доходов – к появлению новых технологий и повышению уровня жизни.
   Причем закономерность очень простая: чем больше доходов (математических записей) у населения, тем больше возможностей получить высшее образование, высокотехнологическое рабочее место, выше производительность труда и уровень жизни.
   Разработчики реформ народного хозяйства должны заботиться об уровне доходов, образовании, системы профессионального обучения и повышения квалификации, так как это создаваемый информационный ресурс развития. Для быстрейшего технологического развития желательно, чтобы у населения было больше денег, чем ему требуется для повседневной безбедной жизни, чтобы были накопления (склад излишков).
   Кто-то подумает, что накопления можно использовать для инвестиций в производство. Да, можно. Но не нужно. Математических цифр (денег) у государства должно на всё хватать: на рост производства, создание избытка рабочих мест, увеличение доходов населения, на науку, медицину и образование. Как это сделать? Этому вопросу и посвящена данная статья.
   Откуда государству брать деньги для развития нового производства?
   Важно понимать природу денег. Если это ресурсы и, причем ограниченные, то мы ограничены в развитии. А если деньги – это математические записи на бумаге, металле, пластической карточке или в виртуальной памяти вычислительных машин? Тогда мы можем выпустить любое количество денег. Обратите внимание – мы можем выпустить любое количество денег. Важно, чтобы эти новые деньги привели не к росту цен и разрушению производства (как при монетарном управлении), а вызвали строительство новых предприятий и производство новой товарной массы, денежное выражение которой будет больше, чем выпушенные деньги. Как это сделать?
   Второе положение. Мы можем создавать новое производство, выпуская новые деньги.
  Как? Очень просто. Выпускать деньги для эмиссионно-инвестиционного кредита (ЭИК).
   Под новое производство выпускаются вначале ничем не обеспеченные деньги. Выдается кредит для организации нового производства. Размещаются заказы на действующих предприятиях, создаются новые производственные мощности в сфере производства средств производства, строятся здания, производятся новые станки и машины. Появляется новое производство товаров сектора потребления, выпускается продукция, которая покупается населением за деньги, обслуживающими ранее существовавший оборот. Деньги возвращаются в банк.
   На один условный вначале "пустой", ничем не обеспеченный рубль мы можем создать условный товар в сфере средств производства и один товар - в сфере потребления. Чтобы не разрушить вновь возникшее производство в сфере производства машин (группа А) и ранее существовавшее производство товаров потребления (группа Б) Центральному банку необходимо выпустить уже 2 полновесных рубля, которые поддержат уже существующее производство.
   Мы как волшебники из ничего, несколькими ударами по клавишам компьютера, можем создавать новые деньги, производство, рабочие места, товары и условия для жизни людей.
   Даже для многих экономистов это кажется невозможным: «Как из ничего можно создавать заводы, рабочие места, товары, дороги и города?» Это кажется невозможным, но человечество всегда этим занималось – создавало новые вещи, города и знания. А деньги откуда?
   Деньги это условная договорная информация. Об этом говорил еще Аристотель. Это не ценность и не ресурс. И метод эмиссионно-инвестиционного кредитования применялся в истории сотни лет. Линдон Ларуш привел следующие факты. Еще в 1689 году Колонией Массачусетского залива, а через сто лет в 1789-1797 гг. Администрацией президента США Джорджа Вашингтона, проводилась эмиссия государственных бумаг, не обеспеченных на этапе выпуска товарным покрытием. Кредиты могли использоваться только для строительства предприятий и расширения выпуска товаров.[1] Эмиссионное кредитование для развития производства применяли США, Советский Союз, Япония, сегодня Китай. Ничто не ново под луной.
   Именно данная технология развития производства позволила Китаю в 2009 году, когда был экономический кризис и спад производства в России 8%, повысить объемы общего производства на 8%. Объемы экспорта у Китая упали, так как люди за рубежом сократили свое потребление. А Китай переориентировал производство на внутренний рынок, увеличив количество денег у своего населения (как описано в первом подходе "Новой экономики"), предоставил кредиты для организации нового производства и роста занятости.
   Задайте вопрос: почему Китай смог увеличить производство на 8 % в условиях мирового экономического кризиса, а руководители России констатировали спад производства в России на 8%?
   Очень часто задают вопрос: «А новые эмиссионные деньги не разворуют?» На что надо ответить – нет, не разворуют. Существуют способы организации строительства, производства, которые почти полностью исключают воровство. Например, создание двухуровневой денежной системы с производственными и потребительскими деньгами. Но так как описание механизмов, препятствующих перетеканию денег из производственной сферы в сферу потребления, не является предметом данной статьи, то на них не будем останавливаться. О них можно узнать в работе Малькова И.О. "Новая экономика".
   Механизм эмиссионно-инвестиционного кредитования – это сложная вещь, которая требует соответствующих знаний, выполнения необходимых условий. Так необходимо, как минимум, двухуровневая денежная система, развитая сеть инвестиционных государственных банков, знания по комплексному сбалансированному планированию развития народного хозяйства. Нужна более высокая культура управления народным хозяйством, чем та, которую сегодня преподают в вузах и которая находится в головах у наших управленцев в Правительстве РФ.
   Мы можем строить новые предприятия, отрасли, новые виды производства, создать быстроразвивающуюся экономику? Конечно, можем. А почему не строим?
   Какой может быть скорость развития новой экономики? Первый и второй подходы "Новой экономики" позволяют снять денежные ограничения для развития. Скорость развития может определяться не наличием денег для инвестиций, таковые всегда могут быть в избытке, а скоростью строительства новых предприятий, технологического оборудования, обучения людей. Причем чем более развитой становится экономика, чем больше у неё заводов по строительству машин, тем быстрее можно развивать производство. Скорость развития производства и общества способна почти неограниченно возрастать. Ограничением служит удовлетворение всех необходимых потребностей человека. А скорость смены технологий может поддерживаться на высоком уровне.
   Каких скоростей развития удавалась достичь с эмиссионно-инвестиционным кредитованием в истории? До 15% прироста производства в год. Как уже отмечалось, Советский Союз в 1952 году увеличил объем производства на 13%. В разные года Япония, Китай увеличивали свое производство до 15% в год, а в отдельных отраслях удавалось увеличивать производство до 25 и более процентов. Темпы прироста производства в 12-15% позволяют ликвидировать безработицу и удваивать объемы производства, уровень жизни народа каждые 5 лет. Вы хотели бы, чтобы наша страна жила каждые 5 лет в 2 раза лучше? Это можно сделать.
   Китай в 1970-х годах имел валовой внутренний объем производства в 2 раза меньший, чем Россия. Примерно каждые 10 лет он удваивал объемы производства. Что позволило ему в 2010 году стать второй экономикой в мире, обогнав Японию по объемам производства, и по многим экономическим показателям занять первое место в мире, опередив даже США. Китай, по оценкам экспертов ООН, через десятилетие будет производить больше всех в мире.
  Задайте себе вопрос: "Почему Китай, имея по отношению к России в 1970-х годах в 2 раза меньший ВВП, скоро станет скоро по объему производства ведущей страной в мире? Почему Россия не только отстает, а производит промышленной продукции меньше, чем до либеральных реформ? Почему Россия разрушила свой экономический и научный потенциал? Может у нас просто мозгов не хватает?"
   Необходимо хотя бы для себя ответить на вопрос: "Что мешает нашей стране развиваться такими же темпами и вновь стать в ряд ведущих стран?" Мешают нам нормально жить слабые знания нашего политического руководства, которое осуществляет либеральный проект развития общества и неолиберальную экономическую политику невмешательства государства в экономику.

                                          Продолжение следует

[1] Линдон Ларуш. Перспективы возрождения народного хозяйства России. Шиллеровский институт науки и культуры. Бюллетень №5, М., 1995, с.15.








?

Log in

No account? Create an account